Что такое маркетплейс

Что такое маркетплейс

Если вы часто встречаете это слово, но все равно до конца не понимаете, что это такое и как работает, то эта статья для вас. Вам понадобится всего 3 минуты на чтение, чтобы наконец разобраться с этим и быть в теме.

Что такое маркетплейс простыми словами

Маркетплейс – это электронная торговая площадка. Проводя аналогию с гипермаркетом, это место, где круглосуточно предлагаются разнообразные товары от разных продавцов, но только онлайн.

Особенности маркетплейсов

Продавцы получают отличную площадку для продвижения своих продуктов, а покупатели – необходимые товары, которые можно купить в одном месте.

Перед тем, как мы узнаем принципы работы модели, давайте посмотрим, какими характеристиками обладает маркетплейс:

  1. Товары и продавцы собраны в одном месте.
  2. Покупатели уже нацелены на покупку.
  3. Рейтинг товаров и продавцов упрощает выбор клиента.
  4. Продукт легко продать или купить, даже находясь в другом городе или стране.

Также маркетплейс можно охарактеризовать всего тремя словами: быстро, легко и удобно.

На чем зарабатывает владелец сайта-посредника

Существует 6 широко распространенных бизнес-моделей:

Комиссия

  • Торговая площадка позволяет любому предпринимателю размещать товары или услуги бесплатно в обмен на процент или фиксированную сумму с каждой продажи.
    Данная модель самая популярная в мире, так как для старта продаж не требуется никаких вложений. Ей активно пользуются eBay, Uber и Airbnb.

Подписка

  • За доступ к маркетплейсу магазины платят фиксированную сумму через определенный промежуток времени. Есть варианты с платным и бесплатным функционалом. Первый дает эксклюзивные привилегии, а последний рассчитан на ознакомление с платформой.
    Подписка распространена как среди фриланс-бирж (freelancehunt.com), сайтов знакомств (Match.com), так и в рекрутинге (LinkedIn).

Плата за размещение

  • Продавец платит за каждую добавленную на сайт позицию. Актуально для досок объявлений. К примеру, платформа OLX предоставляет обычным пользователям делать публикации бесплатно, но с лимитом в каждой категории. А для бизнес-аккаунтов каждое размещение платное.
    Таким образом OLX сначала предлагают ознакомиться с сервисом, а затем построить долгосрочное сотрудничество.

Комиссия за лид

  • Продавцы платят за каждый оставленный отклик на запрос клиента. Действует только для B2C и B2B сегментов, так как ставка должна быть высокой. Объясняется долгосрочным сотрудничеством или заключением нескольких крупных сделок.
    Хорошим примером является сервис YouDo. За каждое задание, оформленное по безопасной сделке, платформа взимает комиссию, которая уже включена в итоговую стоимость.

Фримиум

  • Модель построена на принципе продажи дополнительных услуг. Если сам товар передается безвозмездно, то сопутствующий сервис оплачивается.
    Так сайт Peerby.com позволяет людям, находящимся поблизости, одалживать на время различные вещи. При этом сервис не лишен финансовой поддержки, благодаря двум основным предложениям: страхованию в случае повреждения или кражи, а также доставке до двери.

Продвижение

  • Размещение товаров или услуг в таком маркетплейсе бесплатно, но продавцы могут купить рекламу на главной странице или в определенном месте сайта для привлечения новых клиентов.
    Особенность и одновременно трудность данной модели заключается в том, что реклама должна удовлетворять запросы целевой аудитории платформы.
    К примеру, финский рынок б/у свадебных платьев Häätori предоставляет бесплатное размещение объявлений. Но благодаря рекламе, связанной с организацией свадеб, их сервис постоянно развивается.

В чем отличие от интернет-магазинов

Маркетплейс делает процесс купли-продажи быстрым, легким и комфортным как для продавцов, так и для покупателей. Требует минимальных вложений для старта продаж и позволяет расширить географию, так как сам сервис берет на себя всю работу за прием платежей и доставку.

Интернет-магазин – это сайт с товарами или услугами одной компании. Обладает специально разработанным функционалом и является визитной карточкой фирмы.

Уникальный дизайн и инструменты позволяют выделиться на фоне конкурентов и сделать процесс покупки более комфортным. Однако затраты на разработку и рекламу достаточно велики, а расширить географию продаж сложно – необходимо постоянно контролировать проведение платежей, уплату налогов и доставку.

Популярные площадки в Украине и мире

Украина

Маркетплейсы сейчас активно развиваются в Украине. Рассмотрим наиболее известные:

Rozetka

Более 3,9 миллионов товарных позиций различных направлений с 2,5 млн покупателей каждый день. За 14 лет успешной работы сервис стал огромным онлайн-ритейлером и открыл площадку для продавцов со всей страны.

Prom

Маркетплейс со 100 миллионами товаров от тысячи бизнесменов по всей стране. Ежемесячные визиты сайта переваливает за 48 миллионов пользователей, а годовой оборот в 24 миллиарда гривен позволил проекту стать лидером электронной торговли в Украине.

OLX

Сервис онлайн-объявлений с 10 млн публикаций. Распространен не только в Украине, но и в 40 странах. Входит в десятку самых популярных площадок мира. Каждый год OLX делает товарооборота более чем на 1 миллиард долларов.

Алло

За 22 года на рынке компания открыла 345 торговых точек и создала успешный маркетплейс с продажей 11 миллионов товаров ежегодно.

Shafa

Доска объявлений с упором на брендовую одежду со скидками до 90%. Каждый месяц 12 миллионов пользователей посещают сайт с целью купить или продать вещи от Zara, Nike, Adidas, H&M и множества других брендов.

Маркетплейсы мира

А теперь поговорим о пяти самых узнаваемых маркетплейсов мира:

Aliexpress

Китайский маркетплейс развивается с 2010 года. Представлен в 230 странах, переведен на 18 языков и ежемесячно имеет 200 млн уникальных посетителей. Обладает лояльной комиссией в 5-8% от сделки, но предъявляет высокие требования к продавцам, что уменьшает риск мошенничества.

Ebay

Платформа для продажи товаров между физическими и юридическими лицами по всему миру. В отличие от Aliexpress в сервисе нет жестких требований. Первые 50 объявлений можно разместить бесплатно, а далее платить за каждое по 50 центов.

Amazon

Составляет 50% от всей электронной коммерции на американском рынке. Может похвастаться ежемесячным онлайном в 1,6 млрд и годовым оборотом в 136 миллиардов долларов. Доставляет товары по всему миру, но, к сожалению, платформа переведена только на 8 языков, среди которых нет русского.

Wildberries

Весьма популярный маркетплейс одежды и обуви, но продает и огромное количество других товаров, включая и продукты питания. На сайте зарегистрированы 28 000 брендов. Разнообразный функционал от безопасной оплаты до продвижения бренда дает неплохой старт. Но за все хорошее нужно платить, поэтому комиссия с каждой сделки составляет 19%.

Lamoda

Как и в случае с Wildberries, основными направлениями являются обувь и одежда. Компания предлагает сотрудничество на условиях партнерства, предлагая взамен техническую поддержку, мощные инструменты для продвижения и продаж. Однако чтобы стать партнером Ламоды, нужно пройти жесткий отбор и подготовиться к высокой комиссии сервиса: от 30 до 70%.

Виды

B2B-маркетплейс

Предлагает одним владельцам бизнеса на выгодных условиях приобрести другим бизнесменам необходимый товар или услугу. С их помощью можно найти поставщиков из разных городов и даже стран, закупая товары по оптовым ценам в большом количестве.

Примеры: All.biz, Bazilla, Alibaba, Tradalaxy, Пульс цен.

Финансовый маркетплейс

Открывает возможности оформлять и сравнивать финансовые продукты различных банков. Доступные функции:

  • взятие кредита или микрозайма;
  • оформление кредитной или дебетовой карты;
  • открытие вкладов;
  • покупка ценных бумаг или акций;
  • приобретение страховки;
  • сравнение банков.

Для примера рассмотрим платформу Upstart. Вы регистрируетесь на сайте, выбираете срок и размер кредита, а затем устанавливаете график платежей. При этом процентная ставка и результат будет определяться, исходя из: суммы займа, региона проживания, вашего дохода и положения в обществе.

Upstart пользуется популярностью у студентов, так как у них еще нет кредитной истории. При этом с маркетплейсом сотрудничают обычные банки, существенно понижая свою процентную ставку, чем привлекают множество потенциальных клиентов. За всеми процессами следит искусственный интеллект, который в течение одного дня выносит вердикт, исходя из вышеперечисленных параметров. ИИ снижает риск мошенничества и позволяет людям с плохой кредитной историей воплощать свои мечты в жизнь.

Плюсы и минусы торговли через маркетплейс

Чтобы определиться, подходит ли маркетплейс для запуска или расширения бизнеса, обозначим его сильные и слабые стороны.

Плюсы:

  • маленький бюджет.

Большинство платформ предлагает бесплатную регистрацию и наполнение товаров. В то время как разработка интернет-магазина с нуля отнимет у вас гораздо больше времени и денег;

  • быстрый старт.

Пройдите процесс регистрации, заполните профиль, добавьте товары и ждите своих первых клиентов;

  • нацеленные покупатели.

Вам не нужно настраивать рекламу, чтобы привлечь потенциальных клиентов. Платформа берет на себя настройку маркетинга и работает над доверием пользователей к сайту;

  • удобный поиск и фильтрация.

На главной странице и в каталоге предусмотрены поиск и фильтры в каждой доступной категории. Ваши товары всегда будет легко и быстро найти;

  • выход на международный рынок.

Доставка, оплата и таможенные налоги уже предусмотрены маркетплейсом. Вы сконцентрированы только на развитии собственного бизнеса;

  • минимальные затраты на маркетинг.

В системе есть все необходимые инструменты для продвижения вашей компании. Рейтинг продавцов и товаров — отличное подспорье для раскрутки. А если реклама все же понадобится, то вы можете заказать ее и разместить прямо на главной странице маркетплейса.

Минусы:

  • соблюдение правил сервиса.

Маркетплейсы заботятся о собственной репутации и требуют четкого соблюдения условий и предписанных правил;

  • высокая конкуренция.

Сайт содержит тысячи компаний, подобных вашей. Из-за большого многообразия и однотипных страниц каталога клиентам будет сложно отыскать именно ваш товар;

  • отсутствие личного бренда.

Во многих маркетплейсах отсутствует кастомизация страницы под фирменный стиль. А это значит, что вы становитесь одним из тысячи безликих продавцов, если только название вашей компании не у всех на слуху.

Продавать на маркетплейсе или запускать свой интернет-магазин

На самом деле сложный выбор, так как однозначного ответа нет. Маркетплейс подходит как новичкам, так и опытным бизнесменам.

Для запуска бизнеса – это хороший старт, так как множество процессов автоматизировано и платформа не требует больших вложений. А для средних и крупных предприятий появляется дополнительный канал по привлечению новых клиентов и возможность расширить географию продаж.

Но высокая конкуренция может оставить негативный опыт ведения бизнеса, особенно если вы только начинаете свой путь предпринимателя.

Интернет-магазин же нацелен на развитие личного бренда и уникализацию среди конкурентов. Стоимость его разработки со всем необходимым функционалом достаточно высока, но готовые решения позволяют существенно сэкономить.

Также не стоит забывать, что выбирая собственный сайт, вам также потребуются вложения в рекламу и поддержку ресурса. Если вы не стеснены минимальным бюджетом, то делайте выбор в пользу интернет-магазина и «качайте» свой бренд. Но не отказывайтесь от всех возможностей – используйте маркетплейс как второстепенный источник продаж.

Надеемся, что теперь у вас имеется четкое представление о том, что такое маркетплейс. И помните, что мы всегда готовы помочь вам с разработкой мощного и производительного интернет-магазина или другого eCommerce-ресурса.

Давайте обсудим ваш проект